Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева
Музей в социальных сетях:
Государственный мемориальный и природный
­ ­ музей-заповедник И.С. Тургенева
россия
god_semi_logo
апрель
весна
мнение
300×250
фест
Тел.: 8 (48646) 6-72-14
Тел.: 8 (930) 777-09-57

Выставка «Москва. Остоженка. Тургенев» ноябрь 2015

«Москва. Остоженка. Тургенев»

Из фондов Государственного музея А.С. Пушкина

 

Выставка «Москва. Остоженка. Тургенев» знакомит посетителей с произведениями живописи и графики из экспозиции музея И.С. Тургенева в Москве – филиала Государственного музея А.С. Пушкина. Музей был открыт в 2009 году на Остоженке в доме № 37, который с 1840 по 1850 год снимала мать писателя, Варвара Петровна Тургенева. Образ этого особняка нашел отражение в таких тургеневских произведениях, как «Муму», «Несчастная», «Клара Милич».

Этот дом, построенный в 1819 году, – почти ровесник писателя. Среди его жильцов были известные люди пушкинского и тургеневского круга. В 1834 – 1835 годах его снимал А.П. Бакунин, лицейский товарищ А.С. Пушкина. В его сестру, Е.П. Бакунину (в замужестве Полторацкую), поэт был влюблен во время учебы в Лицее. На выставке экспонируются две живописных работы Е.Н. Полторацкой – «Молящиеся» и «Натюрморт с розой». С 1852 по 1855 год в этом доме жила Е.Н. Кривцова – вдова П.И. Кривцова, дальнего родственника Тургеневых. На выставке представлен ее акварельный портрет работы неизвестного художника. В одном из писем, хранящихся в фондах музея, Е.Н. Кривцова сообщала, что сняла «большой, красивый, светлый, теплый дом, который ранее занимала госпожа Тургенева».

Однако, самым замечательным жильцом этого дома, без сомнения, был сам И.С. Тургенев. Свои отроческие и юношеские годы писатель провел в Москве, поэтому в залах экспозиции широко представлена «московская тема». Здесь можно видеть изображения Москвы 1830 – 1850-х годов, где Тургенев сначала учился в пансионе Вейденгаммера, а затем – в Московском университете, а также – портреты русских писателей, московских знакомых Тургенева. Среди них – портрет М.Н. Загоскина, о котором Тургенев позже вспоминал: «Он был коротким приятелем моего отца и в тридцатых годах, во время нашего пребывания в Москве, почти ежедневно посещал наш дом. Его «Юрий Милославский» <…> казался мне чудом совершенства, а на автора его, на М.Н. Загоскина, я взирал довольно равнодушно. <…> Самая фигура Загоскина, его странная, словно сплюснутая голова, четырехугольное лицо, выпученные глаза под вечными очками, близорукий и тупой взгляд, необычайные движения бровей, губ, носа, когда он удивлялся или даже просто говорил, <…> – все в нем мне казалось чудаковатым, неуклюжим, забавным». На выставке также можно видеть портрет И.И. Давыдова, профессора Московского университета, и портрет Н.В. Гоголя, лекции которого по зарубежной истории Тургенев посещал в Петербурге, а позднее познакомился с ним в Москве.  По словам Тургенева, Гоголь «был рожден для того, чтобы быть наставником своих современников; но только не с кафедры».

Начало так называемого «остоженского» периода жизни Тургенева ознаменовано его романом с Татьяной Бакуниной, который развивался не только  в родовом поместье Бакуниных Премухине, но и в Москве. Здесь братья Татьяны Алексей и Александр устраивали влюбленным свидания у общих знакомых и родственников. «Бакунинская» тема представлена на выставке портретом «Неизвестной из семьи Бакуниных». Карикатура на Н.М. Языкова, И.И. Панаева и Ф.В. Булгарина, а также портреты братьев Виельгорских характеризуют обширный круг знакомств Тургенева.

Одним из интереснейших экспонатов выставки является портрет Полины Виардо, приехавшей в Петербург в 1843 году в составе труппы парижской Итальянской оперы и дебютировавшей в роли Розины в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник». Именно такой, как она изображена на этом портрете, ее впервые увидел Тургенев. Встреча с этой женщиной оказала огромное влияние на личную и творческую судьбу писателя. По словам А.Ф. Кони, тогда «в душу Тургенева восторг вошел до самой ее глубины и остался там навсегда».

Картина П.В. Жуковского «Лес» затрагивает тему парижских связей Тургенева.  Именно Тургеневу П.В. Жуковский – сын поэта В.А. Жуковского – передал доставшийся ему от отца пушкинский перстень-талисман как символ преемственности литературных традиций.

Особый раздел выставки посвящен охоте, бывшей на протяжении сорока лет одним из самых сильных увлечений Тургенева. Бесконечные охотничьи странствия, позволявшие свободно  наблюдать за жизнью простого народа, дали писателю богатейший материал для «Записок охотника» – книги, сыгравшей огромную роль в деле отмены крепостного права в России и принесшей Тургеневу мировую славу. Темы русского крестьянства,  крепостного права и охоты  представлены работами художников Н.Г. Шильдера («Чтение манифеста»), П.И. Солдаткина («На охоте»), Н.С. Самокиша («Псовая охота»). Жанровые сцены из крестьянской жизни можно видеть на  живописных  полотнах неизвестных художников («Крестьянский мальчик, надевающий лапти», «Сельский пейзаж с хороводом»). Спутниками Тургенева на охоте часто были собратья по перу, в числе которых – Л.Н. Толстой, портрет которого  работы Н.Л. Аронсона также находится в экспозиции.

В сентябре 2015 года музей И.С. Тургенева был закрыт на реставрацию, чтобы к 200-летнему юбилею писателя вновь распахнуть свои двери. Выставка «Москва. Остоженка. Тургенев» дает возможность познакомиться с его наиболее интересными экспонатами.