Флигель
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» . После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…». В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя». В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Известно, что во время спасской ссылки 1852–1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».
Сегодня, наряду с домом-музеем писателя и храмом Спаса Преображения, флигель является одним из главных экспозиционных объектов усадьбы. 9 ноября 2015 г. во флигеле была открыта литературная экспозиция «Русский европеец».
Литературная экспозиция создана на материалах фондов Музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» и включает почти 300 предметов, большая часть которых была приобретена музеем в последние годы. Среди раритетов — мемориальные вещи, письма и иконография И. С. Тургенева, автографы Н. Н. Тургенева, Я. П. Полонского, В. В. Князева, П. Виардо, К. Мендеса. Первые русские и зарубежные издания произведений Тургенева — от ранних лирических произведений и «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе», портреты современников писателя, живописные полотна и рисунки известных русских и западноевропейских художников, уникальные произведения декоративно-прикладного искусства конца XVIII — первой половины XIX вв. не просто иллюстрируют эпизоды и отдельные сюжеты из жизни Тургенева, но и позволяют по-новому раскрыть многие темы его личной и творческой судьбы.
Тема экспозиции — «Русский европеец» продиктована художнической и человеческой жизнью великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, которого судьба «поделила» между Россией и Европой. Подлинный европеец по культуре, Тургенев стал полноправным участником европейского культурного диалога, оставаясь при этом, по выражению К. Бальмонта, «самым русским, великорусским писателем», лучше всех других понявшим «основные черты нашего народа и прихотливый ход нашей истории». Тургенев был первым открытым Европою великим русским писателем, благодаря Тургеневу русская литература стала событием и явлением мировой культуры — он знакомил европейских читателей с Пушкиным, Гоголем, Толстым, благодаря ему в России стали читать Золя, Мопассана, Флобера. Д. Мережковский говорил: «Тургенев… по своему духу коренной русский человек. А между тем этот коренной русский человек — истинный европеец, одно из самых крепких и живописных звеньев той великой цепи, которая связывает нас, русских, с жизнью человечества. Он один из первых открыл удивленному Западу всю глубину, всю прелесть и силу русского духа».
Основные залы посвящены главным произведениям и этапам в творчестве писателя: «Запискам охотника», «Таинственным повестям» и «Стихотворениям в прозе», драматургии и др.
Экспозиция включает также два интерьерных зала — кабинет писателя и «комнату тургеневской героини», посвященную лучшим женским образам, созданным Тургеневым.
Мультимедийный комплекс, размещенный в одном из залов экспозиции позволяет познакомиться с обширной иконографией И. С. Тургенева, видами Спасской усадьбы конца XIX века, увидеть лучшие экранизации произведений великого писателя.
Отвечающее самым современным требованиям экспозиционное оборудование, стилизованное под лучшие образцы ампирной мебели, не только органично вписалось в общее экспозиционное пространство, но и позволило как никогда широко и полно представить богатейшую коллекцию музея.
В результате многолетней исследовательской, собирательской, реставрационной, экспозиционной работы создана принципиально новая экспозиция, в которой органично сочетаются стилистика тургеневской эпохи с дизайнерскими и информационными возможностями сегодняшнего времени.
Одним из важных принципов художественного и конструктивного решения новой экспозиции является заложенная создателями возможность ее будущего развития, обусловленная пополнением коллекций и развитием новых информационных технологий.