Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева
Музей в социальных сетях:
Государственный мемориальный и природный
­ ­ музей-заповедник И.С. Тургенева
россия
god_semi_logo
март
5
зи1 (2)
DSC_1190
мнение
300×250
фест
Тел.: 8 (48646) 6-72-14
Тел.: 8 (930) 777-09-57

Храм Спаса Преображения

ВВ документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».

В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.

И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».

Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.

Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».

Новый храм Спаса Преображения был освящён 26 июня 1809 г. ректором Севской семинарии Дионисием. В церкви было устроено два придела: один во имя святителя и чудотворца Николая и другой во имя великомученика Никиты, поэтому в Спасском было два храмовых праздника — 6/19 августа — Преображение Господне и 15/28 сентября — Никитин день.

И. И. Лутовинов сделал значительные пожертвования на обустройство храма, позаботился о его «благолепии», подарил в церковь «около 5 фунтов серебряных вещей, дискос, потир, звездицу и т.п. <…>, купил все одежды для церкви и для священнослужителей». Спасская церковь была устроена с хорами, и на средства, отпускаемые Иваном Ивановичем, при церкви содержался хор из 36 человек, певший по рукописным нотам.

К сожалению, сведений о внутреннем убранстве храма сохранилось очень мало. Очевидно, спасская церковь мало чем отличалась от других усадебных церквей — в ней не было пышного убранства, фресковых росписей (сохранявшиеся до начала 1970-х годов фрагменты настенной росписи относились к началу XX века), стены храма были расписаны «под мрамор»; иконостас был полукруглый, резной.
В алтаре церкви, на жертвеннике находилось мраморное распятие с двумя фигурами предстоящих; по словам последнего священника Спасской церкви, отца Владимира Славского, это распятие было привезено из путешествия по Италии и подарено в храм Варварой Петровной Тургеневой.

В храме была специальная табличка с перечнем имён и записи об упокоении создателей храма и жертвователей; на этой табличке, очевидно, уже после смерти И. С. Тургенева, чернильным карандашом было приписано «Иоанн».

От господской усадьбы церковь была отделена сплошной грядой кустарников и оградой. Летом, в воскресные и праздничные дни, около ограды церкви с раннего утра можно было увидеть коляски, линейки и тележки, в которых прихожане Спасского храма приезжали к обедне.

16 января 1816 г. в храме Спаса Преображения венчались Варвара Петровна Лутовинова и Сергей Николаевич Тургенев.

Среди спасских священников, пожалуй, наиболее примечательна фигура Фёдора Ивановича Гедеоновского (1773—1857). В господском доме ему оказывали должное почтение. Отец Фёдор был первым из спасских священников, кто запомнился маленькому Ивану Тургеневу: первое причастие, первые понятия о Священном писании, первые проповеди — все это связано у Тургенева с образом Фёдора Ивановича Гедеоновского. Старый священник, изгонявший, по просьбе Николая Сергеевича, домовых из усадьбы, освящавший дом от «нечистой силы», о котором вспоминал Иван Сергеевич — всё тот же отец Фёдор. Тургенев, безусловно, хорошо знал старого священника, и, вполне возможно, именно его выразительный портрет оставил на страницах «Степного короля Лира»; не случайно и появление фамилии Гедеоновского в «Дворянском гнезде».

По утверждению И. Ф. Рынды, рассказы другого спасского священника, Бориса Глебовича Преображенского, о его племяннике, были воспроизведены Тургеневым в «Рассказе отца Алексея».

Ещё в конце XIX века, по словам современников, Спасская церковь производила «отрадное впечатление своею архитектурою, поместительностью, чистотою, прекрасным иконостасом и хорошей живописью икон».

В 1924 году, когда храм передавался на сохранение религиозной общине села Спасского-Лутовинова, в церкви было «три иконостаса с иконами в количестве двадцати единиц, три престола и три жертвенника, столько же напрестольных крестов, аналоев, евангелиев, по десять риз облачения для священников и дьяконов, десять подсвечников, две люстры, две хоругви, четыре паникадила, четыре венца, семи свечник, десять воздухов для чаш, плащаница, стол для плащаниц, подставка для огарков, канунница, два шкафа и два ковра, две тарелки и две кружки, свечной ящик, одр для покойных, купель». В «Описи имущества Преображенской церкви села Спасского-Лутовинова» значатся также шесть колоколов (один битый).

Настенные росписи сохранялись еще и в музейный период. Современникам запомнились изображения шестикрылых серафимов и херувимов над алтарной апсидой храма; на стенах церкви — живопись на библейские сюжеты — сцены Страшного суда, Голгофа. Эта роспись была уничтожена при «реставрации» храма в начале 1970-х годов.

Вокруг храма существовало небольшое кладбище: с левой стороны от алтаря хоронили священнослужителей и членов их семей, справа находились могилы наиболее именитых прихожан (там был похоронен и младший брат писателя Сергей Тургенев, скончавшийся в апреле 1837 г.).

В начале 1930-х гг. храм Спаса Преображения был закрыт. Иконостас и церковная утварь были разграблены и уничтожены, колокольня снесена. В помещении церкви в предвоенные годы размещались выставки, в последствии оно использовалось как склад для рабочего инвентаря, сена и яблок. Внешний вид храма (с колокольней) был восстановлен только в начале 1970-х годов, после чего помещение вновь использовалось как выставочный зал музея.

По окончании реставрационных работ, которые велись более трёх лет, 9 ноября 2000 года храм Спаса Преображения был повторно освящен и открыт для прихожан и посетителей музея.

Храм Спаса Преображения Храм Спаса Преображения Храм Спаса Преображения