Приглашаем на выставку «Петербургский художник Василий Садовников»
18 мая в выставочном зале музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» начала работу выставка «Петербургский художник Василий Садовников».
Более 60 рисунков В. С. Садовникова и выполненных по его рисункам литографий представляет из своего собрания Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
Василий Семёнович Садовников (1800–1879) родился в семье крепостных крестьян княгини Н. П. Голицыной (она стала прототипом «пиковой дамы» в одноименном произведении А. С. Пушкина). До 1838 г., будучи уже известным художником Садовников оставался крепостным. Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын. В том же году Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника. В прошении указал, что занимался перспективной живописью «сам собою». За работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств» Садовников получил звание свободного неклассного художника.
Большая часть художественного наследия В. С. Садовникова — это виды Петербурга и его окрестностей, изображения набережных, улиц, площадей, архитектурных и скульптурных памятников российской столицы и ее пригородов первой половины XIX века.
Галерею городских видов на выставке дополняют изображения Москвы, Новгорода, Вильны (Вильнюса).
Особый интерес представляют акварели художника, с документальной точностью запечатлевшие исторические события: въезд коронационной процессии в Спасские ворота Кремля 17 августа 1856 г. во время коронации императора Александра II, освящение Исаакиевского собора в 1858 г., торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади в 1859 г., открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 г. и др. Немаловажное место в творчестве художника занимала жанровая тематика. Садовников часто использовал обороты листа, зарисовывая типажи, встречающиеся на улицах. Его интересовали не только костюмы, но и характерные позы, движения. Внимание художника привлекали и наездник, и стекольщик, и шарманщик, и строители, играющие дети и крестьяне, торгующие в городе. Эти зарисовки — ценный материал для изучения петербургского быта 1830–1860 гг.