Размер шрифта:
a
a
a
Цвета сайта:
ц
ц
ц
Изображения:
Настройки
Настройки шрифта:
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг) Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева
Музей в социальных сетях:
Государственный мемориальный и природный
­ ­ музей-заповедник И.С. Тургенева
Россия
god_semi_logo
апрель
весна
мнение
300×250
фест
Тел.: 8 (48646) 6-72-14
Тел.: 8 (930) 777-09-57

XXXI Всероссийские Тургеневские чтения

26‒27 января 2023 г. в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» состоялись XXXI Всероссийские Тургеневские чтения.

Вот уже 31 год чтения ежегодно проходят в музее, что делает их одним из важных событий в жизни современного тургеневедения. В рамках конференции было заслушано 30 докладов: 11 очно и 19 онлайн. Участниками стали тургеневеды, филологи, генетики, музейные и библиотечные работники из России и Европы. География конференции обширна: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Новосибирск, Томск, Воронеж, Череповец, Орел, Италия и Франция.
С приветственным словом к собравшимся обратилась президент «Ассоциации друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран» Катерин Гиду, которая рассказала о достижениях и путях развития Ассоциации.
Стоит отметить тематическое разнообразие чтений. В центре внимания участников было современное тургеневедение и его проблемы, творческие, личные, идеологические связи писателя, дружба и полемика, влияние на современников и потомков. Весомый вклад в конференцию внесли преподаватели, научные сотрудники и аспиранты Москвы и Санкт-Петербурга, составившие почти половину участников.
Актуальное направление современного тургеневедения — рецепция творчества писателя — было представлено в докладе доктора филологических наук, профессора ПГГПУ (Пермь) Г.М. Ребель «Казус Антоновича: Современная рецепция творчества И.С. Тургенева». Своими исследованиями в области историко-культурного контекста эпохи XIX в. поделились доктор филологических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова И.А. Беляева («Тургенев как критик Островского, или Работа над ошибками»), кандидат филологических наук, доцент МГПУ Т.Г. Дубинина («“Лишний человек” в прозе А.П. Чехова: тургеневский контекст»), кандидат филологических наук, доцент МГПУ М.Б. Лоскутникова («И.С. Тургенев и С.Т. Аксаков: аксиологическая близость и разность творческих дискурсов»), кандидат филологических наук, доцент НГТУ (Новосибирск) В.Е. Угрюмов («Творчество Евгении Тур в контексте русской литературы и критический взгляд И.С. Тургенева на роман “Племянница”»).
Об усадебном пространстве в произведениях Тургенева рассказали кандидат филологических наук Ю.Д. Бурмистрова («Усадебное пространство рассказа “Три портрета” И.С. Тургенева»), кандидат филологических наук, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова М.А. Бороздина («Он и останется поэтом запустелого сада, захолустных усадеб, деревенских просторов» (С.Н. Шиль): к вопросу об усадебном пространстве в лирике И.С. Тургенева 1840-х годов»).
Исследованию тургеневских стихотворений в прозе были посвящены выступления кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института Русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Т.Б. Трофимовой («Полемический подтекст стихотворения в прозе “Чернорабочий и Белоручка”»), аспиранта МГПУ Е.Е. Кругловой («Стихотворение в прозе “Любовь” И.С. Тургенева: опыт медленного прочтения»), доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника РГГУ Ю.Б. Орлицкого («Особенности авторской пунктуации Тургенева в рукописях “Стихотворений в прозе”»).
Изучение поэтики прозы Тургенева — в центре внимания кандидата филологических наук, доцента ОГУ (Орел) А.А. Бельской («“Отчего злое может привлекать?”: три “злые” сферы и их художественное воплощение в повести И.С. Тургенева “Затишье”») и кандидата филологических наук, доцента ОГУ (Орел) Е.М. Конышева («Роман “Новь”: Тургенев о судьбе русской интеллигенции»), ассистента кафедры русской литературы МГПУ Ю.Ю. Гребенщикова («Знак “соловей” в романах И.С. Тургенева 1850-х годов и в хрониках С.Т. Аксакова: особенности литературной детали»).
Предметом для изучения живописного экфрасиса послужили письма И.С. Тургенева в докладе аспиранта О.О. Куликовой («Живописный экфрасис в письмах И.С. Тургенева»).
Интересными оказались доклады специалистов-музейщиков: заведующей музеем И.С. Тургенева в Орле Е.Г. Мельник («К итогам и перспективам изучения тургеневских мест»), старшего научного сотрудника Орловского краеведческого музея Л.В. Миндыбаевой («Три бюста Тургенева»), специалиста по музейно-просветительской работе музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Т.Н. Смирновой («Топонимика окрестностей родовой усадьбы И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Пришный лес»), старшего научного сотрудника Мценского краеведческого музея Н.В. Коноваловой («История, запечатленная на современных почтовых открытках» (к 100-летию музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»).
Всеобщую заинтересованность и горячее обсуждение вызвали сообщения, затронувшие малоизученные аспекты биографии и деятельности Тургенева: доклады научного сотрудника музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Е.Б. Новиковой («Самая несносная вещь — безденежье») и исследователя (слушателя) Миланского университета Бикокка С.А. Абрамова («Нигилизм и авторское право XIX века»). О Тургеневском дубе, его значении в жизни и творчестве писателя, а также об интересном эксперименте по размножению погибшего дуба рассказали мастер зеленого хозяйства музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Ю.И. Зуев и младший научный сотрудник ВНИИ лесной генетики, селекции и биотехнологии (Воронеж) М.Ю. Чугреев («О клональном микроразмножении»).
Работа XXXI Тургеневских чтений прошла в насыщенной плодотворной обстановке и была высоко оценена как участниками, так и слушателями. По результатам Всероссийских Тургеневских чтений будет выпущен очередной выпуск «Спасского вестника».